Александр Судницин: Самая обидная шайба та, которая повлияла на результат матча

28.06.2022

Наш звонок застал голкипера «Нефтехимика» Александра Судницина в Челябинске, где он с семей проживает. Услышав про интервью попросил пару дней паузы. 

- Собираю вещи, завтра еду в Тюмень на вратарские сборы. Приеду туда, устроюсь и после дневной тренировки  отвечу на любой ваш вопрос, сказал он. 
Александр человек обязательный и через два дня позвонил сам.

- Как устроились, как тренировки?
Работаем, можно сказать,  не покладая блина и щитков.
Из вратарской бригады нашей команды  я тут не один. Со мной  еще и Ярик Озолин. Тренируемся под руководством Константина Власова. Я с ним в свое время в Тюмени работал. Так что все у нас хорошо. 

- Вы родом из Красноярска, но местом жительства выбрали все-таки Челябинск, где построили загородный дом. Жена сыграла свою роль в выборе место вашего проживания?
- Так сложились обстоятельства. Во-первых, я здесь играл и в плане логистики нам было удобнее осесть именно в Челябинске. Когда в Тюмени играл тоже было не трудно добираться до Челябинска. Между городами порядка 450 км. Во-вторых, когда Оля родила, то теща всегда была рядом, а я был постоянно разъездах. По поводу Красноярска. Да, это мой родной город и я его очень люблю. Там живут родители и старшая сестра. Школа «Сокол» дала мне дорогу в жизнь.  К сожалению, редко доводится бывать в Красноярске. Но видимо так должно было быть, что мы живем в Челябинске. У нас дом недалеко от города. 

- В таком случае немного расскажите про историю знакомства со своей прекрасной Ольгой.
- В 2008 году я уехал из Красноярска в челябинский «Мечел». Примерно за полгода обзавелся в новом городе друзьями-приятелями. Вот так, в кругу общих знакомых и познакомились. Это был январь 2009 года. Мы начали общаться, проводили время вместе, в кино ходили. В итоге все вылилось в то, что сейчас мы семья и у нас двое ребятишек – дочь и сын.

- От знакомства до свадьбы сколько времени прошло?
- Чуть больше года. Я доиграл сезон в «Мечеле» и уехал в Тюмень. Туда мы уже отправились вместе, там и расписались.

- Супруга что говорит о вашем знакомстве?
- Оля всегда говорит, что ей нравилось общение со мной. Не хочу хвалить себя, но она видела человека без каких-то тараканов в голове.  Я был открытым и честным. Не строил из себя больше, чем я есть. Наверное, ей это понравилось. 

- Как прошло знакомство с будущей тещей?
- С Ольгой Владимировной и с тестем Владимиром Ивановичем у меня шикарные отношения. Познакомились мы практически сразу как начали дружить с Олей. Мы прекрасно общаемся, проводим время вместе. У нас ситуация далека от анекдотичной про тещу и зятя. Все супер. 

- Вы упомянули о своих детях. Пойдет ли ваш сын по стопам отца? 
- Ребятишки с супругой живут в Челябинске, потому что старшая дочка, ей сейчас 11 лет, с 7 лет учится в лицее. Мы с женой решили, что из школы ребенка дергать не будем. Важно, чтобы она  училась  в одной школе,  а не переезжала за папой каждые два-три года.  Из этого ничего хорошего не получится. Младшему Диме уже седьмой год. Скоро в школу пойдет. У него все хорошо - читает, рисует, гуляет.  Хоккей? Физкультурой с ним занимаемся, но к хоккею у него душа не лежит и я не вижу смысла что-то навязывать ребенку. Алиса у нас занималась и тхэквондо, и настольным теннисом. Ей сначала все было интересно, но со временем интерес этот пропадал. Сейчас она ходит на хип-хоп танцы и ей очень нравится, даже просится на тренировки. Также и с сыном. Не хочу ему что-то навязывать, а чтобы самому ему понравилось. Пусть это будут шахматы или танцы, но чтобы горел этим и занимался. Я видел массу примеров, когда родители заставляли детей заниматься хоккеем и ничем хорошим это не заканчивалось. Наш пока еще не выбрал, что ему интересно. Значит выберет попозже. 

- От семейной жизни перейдем к хоккейной.  Расскажите, почему вы стали вратарем?
- Папа привел меня на хоккей, много сил на меня потратил. Спасибо ему за это. Я не очень любил спорт, мне больше нравились машинки. Папа мне всегда прививал любовь к спорту. Однажды позвал меня к телевизору, мол пойдем новости спорта посмотрим, а там на весь экран показали Виталия Еремеева и мне жутко понравилась вратарская форма. Тогда я загорелся, мне было лет шесть, но до моего первого касания прошло еще четыре года, когда я записался на хоккей.  Другие позиции даже не рассматривались. Я хотел играть только в воротах. Многие ребята начинают в поле играть, а затем встают в ворота или наоборот. Я же изначально хотел играть только в воротах.

- Сергей Звягин когда играл за «Нефтехимик» часто заходил к нам пресс-службу, рассказывал много интересного. Один раз спросили его, почему у него щитки такие потрепанные, не пора ли их поменять. А он с улыбкой ответил: «Это не новые щитки адаптируются к моим ногам, это мои ноги изменяются под новые щитки!».  Как у вас обстоят дела с этим, за последние годы вратарская защита стала более технологичной и удобной или также до последнего не меняете ее?
-   Немного отойду от вопроса и скажу, что с Сергеем Евгеньевичем в свое время мы вместе работали в омском  «Авангарде». У нас тогда сложились прекрасные отношения. Он отличный наставник, друг и партнер. 

Что касается формы, то сейчас она очень сильно отличается от той, в которой я начинал играть когда-то. Экипировка сейчас стала намного легче. Форма весьма быстро портиться, изнашивается. Я щитки меняю примерно один раз за сезон, а перчатки меняю по мере надобности.  Смотрю, когда ловушка становится непригодна для игры, тогда и меняю. Бывает и по четыре штуки за сезон поменяешь. 

- Почти все вратари, вы в том числе, каждое межсезонье меняют шлемы. Куда старые деваете?
- Все шлема у меня дома. На трех полочках разложены практически все шлемы, в которых я играл. Каждый шлем - это история клуба, где ты играл, это часть твоей карьеры. Считаю, что это нужно ценить. Все вратари по-разному относятся к ним, но все же шлем - это в первую очередь защита головы. Его примерно раз в сезон приходится менять. Надежный шлем - это отсутствие травм, сотрясений.  Что касается дизайна, то выбираешь, что тебе нравится. У меня никогда не было повторяющихся рисунков. Мне интересно менять изображения. Единственное, что я никогда не меняю - затылочная часть. Там у меня всегда имена жены и детей, а также герб Красноярска. Это всегда со мной.   

- Как происходит работа над его дизайном?
- Последние несколько лет дизайн моих шлемов создает аэрограф Саша Онучков из Череповца. Нашел его просто в интернете. Когда начал с ним работать он уже создавал дизайны для большинства вратарей КХЛ. Мне очень понравилось, как у него получается. Связался с ним. Работа над дизайном происходит довольно просто. Ты говоришь аэрографу, что хочешь видеть на шлеме и он делает эскиз. Есть вариант, когда ты сам находишь картинку шлема и говоришь, что тебе нравится эта аэрография и просишь его адаптировать под свою команду, то есть поменять логотип и какие-то другие детали. В этом году, когда я заказывал дизайн с пастью волка, то изначально рассматривал абсолютно другой рисунок, но Саша сделал 3 или 4 эскиза, а они мне не нравились. Я ему сказал, мол полностью меняем концепцию и пробуем другое. Когда был прислан новый эскиз, то я одобрил его сразу. Я остановил свое выбор на нем. Плюс ко всему у меня стабильно один из трех шлемов с изображением какого-то животного. Мне это нравится. Люблю, когда на маске еще два глаза и, если я не увижу шайбу, то они увидят.    

- У вас есть перед игрой какая-то вратарская чуйка о том, как закончится матч?
- Перед и, естественно, во время игры об этом не думаешь, а просто стараешься держать концентрацию все 60 или 65 минут, а в плей-офф и еще больше. Любой вратарь знает, что даже ведя 2-0 - это не гарантия успеха в поединке. Два каких-то полуотскока и вот уже 2-2. Пропустив ты думаешь, что следующий бросок надо отбивать. Игра может измениться очень быстро. В какие-то полсекунды ты можешь как выигрывать, так и проигрывать. Главная задача любого вратаря - отбить каждый следующий бросок. Когда выигрываешь - это всегда приятно. Стараешься команде помогать чтобы она побеждала.

- После матча больше ощущаете физическую или моральную усталость?
- Концентрация внимания - очень энергозатратная вещь. 60 минут держать полную концентрацию - это тяжело, и физически, и морально. Устаешь за матч по обоим факторам. Бывают очень эмоционально тяжелые игры. Бывают за матч бросили 60 раз, а ты уходишь со льда слегка уставшим, а бывает, при минимуме бросков, выжат как лимон.  Очень тяжело держать ритм игры, когда работы в матче мало. Концентрироваться приходится еще сильнее и от этого еще больше устаешь.  

- Есть для вратаря обидные или менее обидные пропущенные шайбы?
- Как говорил великий актер Евгений Леонов «Обиды вообще не следует копить. Не большое, как говорится, богатство». Обиды не обиды - это все равно пропущенный гол. В хоккее нет неберущихся шайб. При правильной игре пятерки и вратаря можно избежать любого гола. Есть не обидные голы, а голы, которые влияют на результат игры. Нет разницы как ты пропустил гол при счете 1-1 на последней минуте - под ловушкой, между ног, каким-нибудь рикошетом от головы. Все равно эта шайба влияет на результат.

- Можете ли вы оценить красоту гола, которого забили в ваши ворота?
- У нас лига достаточно мастеровитая. От любого игрока можно ожидать чего угодно. Нельзя никого недооценивать. 

- В каждой команде, как правило, два равноценных вратаря. Как им уживаться без натянутых отношений?
- В силу возраста многое меняется. Меняется и восприятие происходящего вокруг.  Наверное, лет с 26 я стал лучше понимать, что если команда играет хорошо, тогда у всех все будет хорошо и не важно играешь ты в воротах или сидишь в запасе. Надо понимать, что если ты сегодня не играешь, значит должен помогать своему партнеру и  парням в раздевалке всем, чем можешь. Даже просто присутствием, какими-то словами помогать команде добиваться побед. Мне понравилась фраза Антона Худобина «Если я не играю, то не хочу быть мозолью в раздевалке. Буду пацанам бананы носить. Буду делать все что могу, только чтобы помочь команде». Я сейчас также думаю. У нас с Лешей Мурыгиным были прекрасные отношения в Ярославле и вот сейчас мы снова объединимся в «Нефтехимике». Первый год, когда мы с ним были в «Локомотиве», Леша играл больше меня, но мы всегда поддерживали друг-друга. Затем все перевернулось. Он получил травму и я играл больше, а Алексей поддерживал меня. Мы в тот сезон взяли медали. Если ты был в коллективе, который выигрывал, то значит ты что-то делал для этого коллектива. Любая командная игра потому и называется командной, что каждый игрок, независимо от того, сколько он проводит времени на льду, должен помогать команде. Вратари всегда больше общаются между собой и лучше понимают друг друга.

- Исходя из своего опыта, скажите во сколько лет лучше начинать заниматься хоккеем?
- Честно, не знаю. Сейчас приводят совсем маленьких ребятишек, чуть ли не в  4 года. Я не понимаю какой отбор может быть в таком возрасте. Ребенок еще особо ничего не понимает, а его уже заставляют делать упражнения какие-то. Это полная ерунда. Другие говорят, что в 10 лет поздно начинать. Может и поздно, но если человек горит желанием, то почему бы и нет? Я сам начал в 10 лет. В «Мечеле» у меня был одноклубник, опытный защитник. Разговорились с ним как-то. Он сказал, что в 10 лет - это не поздно. Просто ты закончишь на 4 года позже тех, кто начал заниматься в 6 лет. Конечно, это шутка. А если серьезно, то конечно, есть объективные возрастные ограничения, но не брать детей после 7 лет, я считаю, это не совсем правильно. Есть достаточно примеров, когда пацаны начинают заниматься после 10 лет и они доходят до профессионального уровня.    

- Можете вспомнить  курьезные случаи из своей карьеры?
- Таких случаев было полно. Все и не вспомнишь. Расскажу про один. Он не курьезный, а такой, житейский и хорошо закрепился в памяти. 
Я тогда еще играл в Красноярке. Мы ехали в Казахстан. Добирались автобусом. Это была зима, на улице минус 35, степь, ветра. Доехали до границы, вылезли для досмотра со всеми сумками. Прошли границу и со стороны Казахстана нас должен был встречать другой автобус, но не приехал. Мы с пацанами чтобы не замерзнуть практически в обнимку три часа простояли на холоде, пока он все-таки приехал. Тогда нам было совсем невесело, но сейчас это все вспоминается с улыбкой. Такие происшествия объединяют команду! 

Возврат к списку